Развитие - это движение от простых форм и структур до высших и более сложных.
при сложных условиях, животные после многократных "проб и ошибок" находят решение; если поставить животное в аналогичные условия - оно сразу находит решение; если условия несколько видоизменены, животные находят решения; развязывают "двухфазные задания" (некоторые психологи утверждают, что обезьяны могут решать и трехфазные задания ").Одновременно в нестандартных ситуациях ярко проявляется ограничение интеллектуального поведения животных. Так, в известном опыте с обезьяной, которая гасила огонь водой из бака, при изменении условий (огонь был на плоту посреди реки, а бак с водой на другом плоту, к которому тяжело было добраться) животное пыталось решить задачу старым методом - добраться до бака с водой, вместо того чтобы воспользоваться водой из реки.
Существенным для этой стадии развития психики является способность решать так называемые "двухфазные" задачи. На фазе подготовки действия животных руководствуются не самим предметом, на который они направлены, не конечной целью, а тем, что является лишь средством достижения этой цели. Вторая фаза "деятельности" направлена уже непосредственно на тот предмет, который является ее непосредственным фактором. Одна и та же задача может решаться различными способами с использованием различных операций.
Процесс развития природы нельзя представить в виде прямой линии. В своем развитии она, как говорил А. И. Герцен, "бросается в разные стороны и никогда не идет правильным маршем вперед". Это и предопределило все многообразие форм существования материальных тел и явлений. Так, например, развитие органической материи пошел тысячами направлений и дал большое богатство видов растительного и животного мира. Эволюция человека - лишь одна из линий развития органического мира.