Святой николай, интересное

Опубликовано: 25.6.2018
святой николай

Что читают сегодня с этим материалом?

Дети и родители голосуют за любимых персонажей гривной. И в последние годы Святого Николая заказывают на детские праздники все чаще. Вот уж года два как он очень востребован, говорит Максим Иванчук, актер-Дед Мороз и Святой Николай.

Всегда Святой Николай что-нибудь да приносил, даже когда жили очень бедно, вспоминает свое детство Левицкий. Конфеты, одежду под подушкой находили всегда.

А вот на Новый год Деда Мороза заменяет иногда Санта Клаус — Святой Николай немного не из той оперы. «Если зовут в качестве аниматора, я не иду — не может святой прыгать-скакать, хотя для некоторых разницы нет: лишь бы в шубе и конкурсы-загадки были, — говорит Максим. — Родители стали приглашать Николая именно в воспитательных целях, а не для развлечения». Пообщаться с детьми, мотивировать их хорошо учиться и вести себя на целый год.Святой дня — Антоний Печерский и рождение нашего монашестваДед не ровня святому

Программы у этих образов совершенно разные, говорит и Анна, директор агентства 2Fun. «Николай преподает азы общечеловеческих ценностей, никогда не веселится, игр не устраивает. Стараемся поддерживать духовный образ, — объясняет она. — Его миссия — рассказать о добре, о том, как одни детки могут помочь другим». И эта программа выигрывает перед стандартной развлекательной.

Отец Витольд когда-то работал в школе учителем. И перед зимними святками директор собирал педсовет, требовал следить, чтобы «никаких Николаев и колядок». «Перед Рождеством разделил нас на группы, каждой отвел участок — патрулировать, следить, чтобы по селу не колядовали, — рассказывает священник. — Пошли мы на дежурство. То к одному учителю домой заглянули, то у другого поколядовали — так и отдежурили». Формальности формальностями, а многое зависело от людей на местах. Чаще начальство послушали, посмеялись и сделали по-своему.

Так, например, величественная мечеть Лала Мустафы-паши в Фамагусте (северный Кипр) — не что иное, как великолепный готический собор Святого Николая начала 14 века.Как молиться за усопших — святой для некрещеных и табу на зажигалкиФестиваль Святого Николая в Чигирине — как провести праздникиЯнка Киевская — княгиня, ставшая святойСвятой Николай — правда и мифы

К 19 веку церковные исследователи-историки выявили, что жизнеописание святого Николая полно мифов. В его биографию подмешались факты из жизни другого святого Николая, Пинарского (Синайского). Он жил тоже в Ликии, но лет на 200 позже.

Цель проекта — продемонстрировать, что святой Николай следит за нашими поступками весь год. И не только незримо, а даже вполне заметно.«Нужны были свежие решения. Так появилась идея создать современного святого Николая, каким его видят в соцсетях, — объясняет инициатор Фестиваля Святого Николая в Чигирине Наталия Колодницкая. — У него свой блог в Telegram (@svyatyymykolay) и Instagram (@svyatyymykolay)». А на почту «святому» присылают письма с историями и вопросами не только от детей, но и от взрослых ([email protected]). Чтобы не отставать от молодого поколения, одних розг мало. Еще нужна бейблейд-битва (будет на Фестивале)!

По преданию, унаследовал богатство родителей, умерших в начале 4 века во время эпидемии. Со временем он стал епископом столицы Ликии Миры. И оставался им до конца жизни, несмотря на гонения на христиан императора Диоклетиана. И, как гласит жизнеописание святого, всегда помогал ближним, причем тайно. Голодающим, обездоленным, оклеветанным и приговоренным к казни. Даже от кораблекрушения спасал. После смерти он стал почитаться как покровитель вдов, сирот, мореплавателей. И вообще всех, у кого не осталось надежды на чью-либо помощь.

Несколько лет подряд в городке Чигирин проводят Фестиваль Святого Николая. Святой здесь особенный — модник, стиляга, ездит на байке и общается с детворой в соцсетях. Участвует в социальных проектах и фотосессиях. Например, снялся в социальном ролике «Колообіг добра», участвовал в «Казках лірника Сашка в Києві» (благотворительная акция #читайдетям).

«Святую ночь ждали заранее, утром проснешься — и под подушку, — смеется отец Витольд. — Идем в школу и хвастаемся, кому что досталось. Такой духовный подъем — ни тени сомнений, что случилось волшебство».

«Дни перед праздником хороши для того, чтобы задуматься: чем могу помочь другим уже сегодня? Как порадовать родных? — говорит она. — И речь не только о деньгах и подарках, но и о времени, которое можем подарить». Выслушать того, кому тяжко на душе, помочь выполнить непосильную работу, учить или мотивировать.

Даже дети-сироты, которых волонтеры традиционно поздравляют, больше, чем в конфетах, нуждаются в «прививках доброты», убеждена писательница. «Лучшим и по-настоящему николаевским подарком будет, например, серия мастер-классов по рисованию или чтение книг сообща с детьми. Совместные прогулки у озера или в парке, — говорит она. — То, что поможет детям почувствовать себя частью общества, ощутить что кто-то их любит и заботится о них. В этом суть праздника».

Но Деда Мороза с его «елочка, зажгись» Святой вытеснит вряд ли, считает Анна. Его время — до 19 декабря, а дальше Дед Мороз работает за двоих. «Все будет зависеть от стрима — чей образ медиа будут популяризовать», — полагает Максим. А сегодня, по его словам, даже во многих семьях пошел раскол. Дедушки-бабушки заказывают Деда Мороза, родители просят Святого Николая, или наоборот.

Зато точно установили, что происходило с останками святого после смерти. Наступление турков-сельджуков вынудило итальянских римо-католиков снарядить экспедицию в Миру, чтобы спасти мощи святого (11 век). Им удалось убедить монахов раскрыть тайну погребения Николая и унести часть мощей до появления турков. А во время первого Крестового похода с той же целью в Мире появились венецианцы. И тоже не с пустыми руками ушли. Таким образом, у святого теперь две гробницы — в Бари и Венеции (тут хранится пятая часть мощей). Плюс «бывшая» -- в Турции, близ Демре.Вопреки коммунизму — как праздновали в Украине

Святой Николай — это личность, которая переросла в легенду. Жители западных областей Украины первыми переняли обычаи празднования. И не забывали даже в самые трудные времена, говорит отец Витольд Левицкий, парох (настоятель храма) Церкви Сердца Иисуса и Сердца Марии в городе Долина (Ивано-Франковская область) УГКЦ.

Вера делает из суровой реальности сказку. И разубеждать детей нельзя, уверен пастор — они усваивают, что молитвы не остаются неуслышанными. Просите и дастся вам, ищите и найдете, стучите и отворят.

День памяти святого считался большим праздником, никто не работал. Каждое село берегло свои традиции празднования. Правда, о самых давних мало что известно. «С приходом „дедовщины-морозовщины“ Николай стал символом отстаивания своего, украинского, аутентичного», — говорит этнограф Галина Олийнык. Но как только началось возрождение религии, культ святого вернулся и уверенно отвоевывает свою нишу. Только произошло это неожиданно для части украинцев. Многие все еще задаются вопросом — откуда взялся Святой Николай вместе с дополнительными подарками?

При храме в Долине есть катехетическая школа, в ней как-то писали письма святому. Дети как дети: один компьютер «заказывает», другие смеются — будь скромнее, Святой Николай тебе разве миллионер? А одна девочка сестричку попросила. «Отец говорит — верит и всем рассказывает, что выпросила у Святого Николая сестричку», — рассказал отец Витольд.

И даже с возрастом не покидало ощущение, что это Святой дарит руками родителей. «Они говорили — „я там сегодня шел, Святого Николая встретил. Спрашивал, как себя ведешь“, и это была такая радость! — говорит отец Витольд. — Так нам напоминали, что заслужить что-то можно лишь добрыми делами».

Что с этим материалом читают сегодня?

[email protected]

Уже в 6 веке в Европе наблюдался культ святого Николая. Странствующие монахи по пути в Иерусалим старались завернуть в храм, где хранились его мощи. В Западной Европе в раннем Средневековье было уже несколько тысяч храмов в его честь. И рыцари-крестоносцы несли его имя дальше на восток, в Средиземноморье.

Все атрибуты праздника появились не с потолка. Игрушки детям дарят, потому что святой Николай сам их делал, расписывал и дарил детворе. Чулок для подарков появился из легенды о бедном отце, который молился до утра, чтобы получить знамение свыше. «Он обанкротился и ждал чуда, чтобы не пришлось выгнать на уличные заработки троих дочерей, — рассказывает Олийнык. — И святой бросил ему в дом через окно мешочек с деньгами».

Когда Святой Николай вошел в быт украинцев, точно не известно. Самые старые этнографические записи о празднике относятся к 19 веку, говорит Галина Олийнык, этнограф, бывший сотрудник Музея Ивана Гончара. Но появлению небесного наставника есть практическое объяснение. Детей всегда рожали много, это была бесплатные помощники в хозяйстве. Даже самым маленьким находили работу. А как стимулировать детей ее выполнять? Нужен был инструмент влияния.

Через окно звучало неправдоподобно, объясняет этнограф — окна зимой в Европе наглухо закрыты. Так появилась версия, что подарок попал в дом через дымоход. И угодил в носок — мокрые чулки и носки всегда сушились у огня.

У каждого народа свои праздничные традиции и далеко не всегда подарки — прерогатива Святого Николая. Так, в Европе Святой Николай сам по себе, а подарки и Рождество с ним могут быть и не связаны. В Испании, например, их детям выдает «рождественское полено». В нем заранее прячут сладости, и если надавить или стукнуть, сюрприз вылазит.

А вот в Германии к детишкам приходит Вайнахтсман. Вернее, приезжает на ослике. Поэтому в канун Нового года дети кладут в обувь сено в благодарность ему за доставку. У Вайнахтсмана вывернутая наизнанку шуба, опоясанная металлической цепью. В руках розги и мешок с подарками. В спутницы себе он избрал Кристкинд — ангела Рождества. Умницу и красавицу в белом облачении и лицом, скрытым белой вуалью.У Кристкинд в руках всегда корзинка с яблоками, орехами и конфетами для послушных деток. В Италии же орудует добрая ведьма Бефана. Она поднимается по трубопроводу и бросает в дымоход все, что заслужили.По поверью, это такая старушка в остроконечной шляпе, в ступе и с крючковатым носом. В ночь на 6 января (Богоявление или праздник Трех королей) ей оставляют на камине бокал вина и тарелку закуски. Бефана — это библейская Эпифания, которая не успела за пастухами сходить на поклон к новорожденному Иисусу. Как раз убирала в доме. И если хозяин хороший, Бефана в ночь на праздник и ему пол подметет.

Так, например, во Львове особенно прославились пряники близ церкви Святого Юра, и прозвали их юрцами, юрашками (название живо до сих пор).

На Слобожанщине справляли Николая 3 дня. В некоторых регионах от Николая начиналась коляда и даже варили кутю. Примечали погоду. Если снег на Николая зимнего, то дождь и травы на Николая летнего. Дождь — к урожаю овощей, снегопад — хлеба.А детям, кроме мифического таинственного образа, толком ничего не доставалось. «Уже во времена „Просвіти“ стали устраивать для детей представления с подарками. Церковная громада старалась организовать обед для детей бедноты. В некоторых селах Самбирщины сохранились воспоминания, как в день Святого Николая награждали лучших хозяек», — рассказывает Галина Алексеевна. Одну — за то, что вырастила самую большую тыкву, другую — что испекла лучший пляцок и накормила всех на праздник.

«Сделал что-то не так, а родители ему — „ну жди, жди, придет Николай, принесет розги“», — рассказывает Галина Алексеевна. А получали от святого в те времена яблочко, орешки. И то был роскошный подарок. «Сады у всех, но урожай нередко продавали оптом еще на этапе цветения яблонь. И хранились фрукты плохо, — говорит Олийнык. - Поэтому яблоко, дождавшееся декабря — целый праздник».Святая дня Феодора Александрийская — искупление измены, чужой сын и чудеса

Украинские дети получали подарки только на Рождество, Пасху и к свадьбе. В одежде, которую дарили, ходили всю жизнь. А вот Дед Мороз, дух леса, раньше подарки не разносил — наоборот, его самого задабривали жертвенными лакомствами на елке. Был обычай оставлять яблоки на елях в лесу, например.

Деда Мороза даже сравнивать с Николаем не стоит, уверена этнограф Галина Олийнык. Он не из иерархии святых, а из плеяды духов, гномов. «Святой знает все о мыслях и поступках детей, у него ангельская свита. А Дед Мороз не в том чине, чтобы таким ведать», — объясняет она.

Святой уже перестал быть героем исключительно детским, полагает Галина Рис, автор книги «Амстердам-Київ. І трохи святого Миколая».

А медовые печатные пряники появились в западной части Украины благодаря традициям немецкой выпечки. Только у нас пекли не большие семейные штоллены, а изделия поменьше. «Обычно пряниками, иногда даже собранными на нить в „корали“, торговали на базарах у церквей, — рассказывает этнограф. — Их выпекали монахини, служительницы при храмах, и продавали, пополняя храмовый бюджет».

«Даже когда религию пытались заменить культом Ленина-Сталина, — говорит священник. — Школа, пионерия на родителей давили, но близость Польши и крепкие традиции советское влияние нивелировали». Над детьми смеялись — мол, какой еще Николай, нет его, лекции родителям читали антирелигиозные. А если те партийные и пошел слух, что поддерживают традиции, проблем от райкома не миновать. Партия умела заглянуть даже под подушку!

Он святой Николай всегда и во всем, даже бороду не снимает (своя имеется). Время от времени появляется на людях в образе Святого, общается с народом, эпатирует публику, катаясь на байке.«Я творю добрые дела не только 19 декабря. Много общаюсь с детьми и взрослыми, и чтобы ко мне могли обращаться круглый год за советами, перешел в онлайн, — говорит „святой“. — Меня узнают на улицах, благодарят за подарки, но еще чаще за то, что я теперь в соцсетях». По его словам, для многих людей это напоминание о необходимости быть немножко Николаем в душе и реализовать мечты других.

С праздником святого Николая связывали много примет и поверий. Считали, лучше завести в этот день кобылу в хату, чем чужого человека. «А на Подолье ждали, чтобы первым в дом поутру вошел полазник (молодой парень): это к благополучию. Или хозяин старался поутру покормить скотину и сам переступить раньше всех порог», — говорит Галина Олийнык.

«В детсадах и школах действует рекомендация приглашать на утренники Николая, а не Деда Мороза, — говорит он. — А домой приглашают не только 19 декабря, но даже иногда на 25-е, на католическое Рождество».

По данным антропологов, это был мужчина около 167 см ростом, пребывал в заключении и умер в 70−80 лет. Старые иконы довольно точно передают его портрет.

Источник: http://50-herz.ru

Опубликовано в рубрике Новости Метки:

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться